25831385656_09e0660a41_k

17 марта в Госдуме РФ прошел круглый стол на тему “Механизмы поддержки системы образования в условиях экономического кризиса”.

Система образования в России в целом, и в Москве в частности за последнее время претерпела значительные изменения. Подход к реформам оказался в корне неверным: изменения не обсуждались ни с педагогическим, ни с родительским сообществами, информационное сопровождение так называемых реформ оказалось крайне неудовлетворительным: потенциальных участников образовательного процесса, детей, родителей, педагогов, просто ставили перед фактом. Проблема выбора, доступности школы или детского сада проявилась с новой стороны.

До проведения реформы в каждом микрорайоне было несколько различных школ, конкурирующих между собой по разным показателям. Руководители образовательных учреждений применяли новые подходы к организации и форме учебных процессов, ответственнее относились к содержанию образовательных программ, поскольку были заинтересованы в новых учениках. После реализации программы слияния, родители лишились выбора. Детские сады, школы, учреждения дополнительного образования стали выбираться преимущественно по принципу территориальной доступности, поскольку многие в силу отсутствия времени или материальных ресурсов не могут себе позволить возить детей учиться в другие районы.

25762617371_5514ce0386_k

В документах, определявших суть реформ, качество образования по непонятным причинам не нашло отражения. Все обоснования были сведены исключительно к финансовой составляющей. Теперь же те, кто активнее всех ратовали за экономический подход в образовании, выдвигают «манифест в защиту гуманистического образования». Во что превратились наши образовательные учреждения, бесконечно соревнующиеся в вопросе у кого больше «внебюджетка»? В детских садах с родителей собирают деньги даже на стулья позора для собственных детей. На вопросы родителей, куда, собственно, пошли деньги, руководство без зазрения совести утверждает, что 70% денежных средств пошли на заработную плату педагогического состава. И это в бюджетных учреждениях!

25231100323_a05f3ee67c_k

Где гарантии, что «передовые» и «элитные» образовательные учреждения смогут сохранить свой статус и высокое качество обучения, объединившись с менее успешными организациями? Не приведет ли подобное «усреднение» к тому, что мы лишимся «локомотивов» развития? Если лучшие станут такими же, как все остальные, это будет означать не что иное, как падение качества московского образования.

О каком качестве образования в высших учебных заведениях может идти речь, если новый ректор только взойдя на свой пост заявляет: «От нашего учредителя (Минобрнауки) я получил задачу вернуть вузу те позиции, которые он занимал в прошлом, когда в университет было невозможно поступить.», «Нужно уметь зарабатывать, у нас есть уникальные методики, это нужно продавать.» Ни слова об улучшении содержательной компоненты обучения от него так и не поступило. Пора честно признать, что рассказы о бесплатном образовании – это миф. По сути, мы платим за все.

25762363481_5cbc2db2b6_k

Не до конца понятны цели и задачи данного реформирования: если мы говорим, например, о слиянии школ, то возникает вопрос: сколько школ надо было слить, для чего и сколько еще потребуют слияния. Вне образовательного процесса остается самая главная компонента – воспитательная. Фактически, в рамках ФЗ 273, школа полностью сняла с себя воспитательную функцию. В новой парадигме образования почему-то не нашлось места концепции повышения или хотя бы сохранения былого качества образования, все сведено к финансовому вопросу. Слияние школ стало фактической ликвидацией специальных школ и породило очень много вопросов и нареканий.
Согласно статистическим данным за три последних года общее количество сотрудников в сфере образования снизилось на 50 000, в области дошкольного образования – на 14 000. Причем речь идет не о сокращении административных работников образовательной сферы, а об учителях-предметниках, логопедов и педагогических работников в целом.

Не стоит забывать, что вопросы образования – это, прежде всего, вопросы национальной безопасности. Упразднение яслей привело к тому, что остро встала проблема нянь. Введение ЕГЭ свело на нет поддержание высочайшей планки, которой отвечало российское образование. Обучение свелось к обыкновенному натаскиванию. Полмира ездило учиться в Россию, теперь мы вынуждены отправляться за качественным образованием за рубеж. Введение этой непомерной бюрократической волокиты повлекло за собой то, что учителя стали меньше внимания уделять нашим детям. С этим необходимо бороться и Кристина Симонян, дабы не быть голословной, предлагаю конкретные решения этим проблемам:

Таблица

25556590880_8ad23dac01_k

На главную:
http://mamamoscow.ru/